Перевод статьи Autism and Responding to Authority Питера Уормби
Эта статья будет состоять из двух частей: первая часть будет об отношении аутистов/ок к власти, а вторая о том как сами аутисты/ки ведут себя, находясь в позиции власти.
Я уже писал ранее, что аутичным людям часто бывает сложно понять как вести себя рядом с властными фигурами. На самом деле, это неправда — нам видимо просто нет дела до того как мы ведём себя по отношению к власти.
Я думаю это важнейшее различие.
В итоге у нас нет какого-то дефицита. Скорее дело в том, что эта штука, власть — это нейротипичная концепция, которую мы, по всей видимости, не разделяем и, таким образом, склонны игнорировать.
Позвольте дать вам пример.
Аутичные дети в школе довольно известны тем, что им сложно адаптироваться к авторитету учителей, и одних учителей больше чем других. Это происходит не потому что они маленькие злые бездельники, как сказали бы некоторые учителя, а потому что в их натуре предполагать равенство. Аутичные учащиеся (я говорю по большому опыту) не будут склоняться перед авторитетом только потому что он авторитет.
Они будут уважать власть, если есть что уважать, и они будут делать то, что им говорят — если в этом есть смысл; но они не будут слепо принимать авторитет. На этом месте мои читатели-учителя должны сморщиться от боли, так как наш главный инструмент это авторитет, который признаётся автоматически.
Что я могу сказать? Аутичные люди другие! Это не дефицит сам по себе. Я думаю, что это последствие нашего специфического типа эмпатии, в котором мы хороши. Мы используем её для нахождения точек соприкосновения, а не для поиска различий. Я знаю, что я могу немного романтизировать аутизм здесь, но это не моё намерение.
Так что в присутствии фигуры власти, аутичные люди ищут то, что делает нас похожими, и делая так, стирают необоснованные (по крайней мере для нас) проявления их «авторитета».
Мы автоматически стремимся быть равными со *всеми* кого встречаем. Это делается бессознательно и не контролируется, если только не действительно необходимо. Это происходит с нами всю жизнь, с детства до старости. Это делает нас «реально странными» в глазах нейротипиков, которые, кажется, охотно принимают власть.
Вот другой пример: аутичная персона встречает гендиректора её компании. Она знает что это за человек, но приветствует его как равного. Она говорит привет. Она шутит в духе Чендлера. Она расслаблена и не смущена тем гигантским авторитетом, что придавливает её сослуживцев.
Это может быть здорово! Гендиректор, если он приятный и позитивный, может подумать: «Вау! Какой энергичный человек». Но он также может подумать: «Кто этот червяк без всякого уважения к моему статусу?».
Тогда мы влипли. Подобным образом эта черта может нас действительно погубить, когда в дело вовлечена полиция. Всё довольно плачевно в Соединённом Королевстве, но если вы #АутичныйИчёрный (#AutisticWhileBlack) в США, то вас при таком раскладе могут убить в споре с полицейскими, и такое случается часто.
Итак, в итоге, аутичные люди, по крайней мере, по моему мнению, не признают власть саму по себе. Они могут с готовностью преклоняться перед профессионализмом, опытом, моральными принципами и креативностью, но не перед одним только авторитетом.
Это очень хорошая и очень плохая вещь, потому что, к сожалению, незаслуженная власть это большая часть человеческой жизни. От полиции и вооружённых сил, чья власть дана абстрактным «Государством», до случайных взрослых на улицах, которые ругаются на детей — это повсюду.
Необходимо, чтобы эти институции осознали, что существует значительная доля населения, которая не будет слепо принимать власть, не потому что это плохие или капризные люди, а потому что их мозги устроены иначе. Это должно быть принято сейчас.
Я не оправдываю, кстати говоря, аутичных людей с плохим поведением. Всегда есть люди, которые стремятся интерпретировать мои слова в наиболее возможном негативном свете. Я просто говорю, что это фактор, который должен быть понят.
Аутисты/ки во власти
Как насчёт второй части? Об аутичных людях во власти? Как это работает?
Так вот… Прежде всего, если вы буквально не Королева, над вами всегда где-то будет вышестоящая власть, так что всё ранее сказанное продолжает иметь силу. Но когда дело доходит до работы с «подчинёнными» (я даже не люблю использовать это слово), мы, по-видимому, склонны быть очень принимающими, благоразумными и справедливыми. Это так?
Я знаю по своему опыту менеджера/лидера, что я просто хотел позволить людям делать свою работу и предполагал, что они сделают её хорошо. Мне не нравилось издавать приказы или слать гневные сообщения сверху, я старался оградить людей от этой хрени.
Но это не то как должны себя вести менеджеры. Я не мог стерпеть «ругательной» части работы (конфликтовать с людьми из-за их отсутствия или болезни — wtf!?), так что я подал заявление об уходе и вернулся к преподаванию в классе.
Я полагаю, что аутичные люди могут иметь трудности с ожиданиями при обладании властью, но, иронично, мы бы пользовались властью справедливо и хорошо.
Пит — преподаватель английского языка в средней школе, ему был диагностирован синдром Аспергера в 2017 в возрасте 34 лет. С тех пор он стал очень активен онлайн, ведёт блог о своём опыте аутичного взрослого и делает посты и видео в Твиттере, которые проливают свет на аутичный опыт. Он писал на большое количество тем, включая аутичное выгорание, аутичную идентичность и маскинг, аутизм и родительство, аутичный юмор и аутичные интересы. Он проницательный писатель и иллюстратор, хотя Лего, наверное, это его главная обсессия.
Читайте также – Почему антиавторитариев диагностируют как психически больных?